Введение

Введение дипломной работы по психологии

Раздел: Введение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы в ее социальной значимости, так как, для того, чтобы в какой-то мере приспособить, адаптировать ребенка с психическим недоразвитием к самостоятельной, взрослой жизни, необходимо научить его управлять своим поведением.

Л. С. Выготский писал о том, что «процесс развития ребенка с дефектом двояким образом социально обусловлен: социальная реализация дефекта есть одна сторона, социальная направленность компенсации на приспособление к тем условиям среды, что созданы и сложились в расчете на обычный человеческий тип, составляет ее вторую сторону». [2; с.14]

Умственно отсталого ребенка в определенных пределах можно адаптировать, приспособить к социальной среде. В условиях продуманного воспитания и обучения в некоторой степени могут быть развиты его психические функции, в том числе и волевая регуляция. [52, 47]

Нарушения волевой регуляции у умственно отсталых детей описывалось в работах Л. С. Выготского, С. Я. Рубинштейн, В. И. Лубовского, В. Г. Петровой и других. Но развернутого анализа нарушений волевой регуляции деятельности в классических и современных работах нет.

Объект исследования: нарушение волевой регуляции деятельности умственно отсталого подростка.

Предмет исследования: нарушение волевой регуляции деятельности у подростков с легкой степенью умственной отсталости.

Цель работы: выявить особенности и механизмы нарушения волевой регуляции деятельности у подростков с легкой степенью умственной отсталости.

В построении нашей гипотезы мы исходили из следующих положений современной теории воли. Волевое действие включает в себя произвольное «мотивационное действие» по построению побуждения. [24] Волевая регуляция опосредована развернутой внутренней работой с собственными смысловыми структурами. [20]

Опираясь на эти определения, можно предположить, что нарушения волевой регуляции деятельности у умственно отсталого подростка обусловлены затруднениями произвольного преобразования собственной смысловой сферы, что в свою очередь связано с низкими интеллектуальными возможностями и бедностью самой смысловой сферы.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами решались следующие задачи:

1. На основании анализа литературных данных составить представление об особенностях личности умственно отсталого подростка, о механизмах осуществления волевой регуляции.

2. Разработать схему эмпирического исследования, позволяющую изучить особенности волевой регуляции умственно отсталого подростка.

3. Провести эмпирическое исследование волевой регуляции у подростка с легкой степенью умственной отсталости.

Теоретико – методологическим основанием работы явилась культурно-историческая теория развития высших психических функций Л. С. Выготского. Теория воли, В. А. Иванникова и В. К. Калина, построенные в рамках деятельностного подхода. Положения исследований психического недоразвития в работах С. Я. Рубинштейн, В. В. Лебединского, В. И. Лубовского.

Экспериментальная база исследования. В эмпирическом исследовании принимали участие 20 подростков с психическим недоразвитием Чеботарской школы-интерната Сакского района. Вторую группу составили 20 практически здоровых подростков обучающихся в Учебно-воспитательном комплексе «Школа-лицей» г. Саки и общеобразовательной школе №4.

Практическое значение исследования: разработан комплекс методик для исследования волевой регуляции у подростка с психическим недоразвитием.

Структура дипломной работы состоит из введения, двух разделов (теоретический и эмпирический), выводов к каждому разделу, списка литературы, заключения, протоколов с подсчетом Т – критерия Вилкоксона, U-критерия Манна-Уитни, r-критерия Пирсона, приложений.

Скачать в один клик, без регистрации и оплаты: